Очерк жизни и творчества. Глава 6. В преддверии революции (продолжение)
Музыка оперы поразила современников и вызвала споры. С. И. Танеев признал ее гениальным произведением. Лядов же, хотя и считал оперу замечательной, полагал, что автор перешел здесь пределы возможного в изощренности и сложности музыкального языка. Причина этого — новаторские черты оперы. Непривычное сочетание инструментов оркестра, необычные аккорды, в особенности же смелые, оригинальные их сопоставления, дали Римскому-Корсакову возможность изобразить и картину безотрадности, мертвенности Кащеева царства, вьюгу-метель, звучание гуслей-самогудов, и завораживающее, полное ядовитого очарования волшебство Кащеевны, и ее сады. Сложные гармонии понадобились композитору для характеристики лишенного человечности Кащеева царства. Однако, как это отмечал и сам композитор, изысканная, пряная гармония «нигде в свергармонию не переходит». В опере много пения, мелодичности, ею наделены в первую очередь Царевна и Королевич — положительные герои оперы. Ясные и светлые звучания в конце оперы создают впечатление света, разливающегося яркими лучами.
Интересно и ново применены лейтмотивы. Композитор часто дает их в изменении, трансформации. Музыкальные характеристики благодаря этому приобретают живость, гибко передают смену настроений, малейшую перемену в чувствах героев. Так, тема, характеризующая Царевну, звучит жалобно, когда она жалуется на неволю, в которой вянет ее краса; тоскливым вопросом, когда Царевна вспоминает жениха; жаждой свободы, когда выпускает из Кащеева подвала Бурю-Богатыря. В Колыбельной, которую Царевна поет по принуждению Кащея, та же тема приобретает жесткость, и она же становится светлой и радостной при встрече с Иваном-Королевичем.
Опера начинается картиной глубокой осени. Низкие черные тучи, мрачный, унылый осенний пейзаж — таково царство Кащея, отгороженное от всего мира глухой стеной из голых скал. Кащей — олицетворение зла и насилия. Он держит в плену Царевну Ненаглядную Красу, которую мучает, надеясь сломить ее веру в освобождение. Много витязей, искателей смерти Кащея, выступало борцами против его тирании. Все они погибли от чар жестокосердечной дочери царя Кащеевны. Волшебные сады ее тридесятого царства окружают плотным кольцом владения Кащея. Зная жестокость дочери и невозможность растрогать ее чем-нибудь, Кащей заключил свою смерть в ее слезу. Но даже окружив себя, казалось бы, такими надежными заставами, он неспокоен: его терзает страх. Музыка с самого начала создает своей унылостью и тревожностью определенное впечатление: Кащей только воображает себя бессмертным. На самом деле, как бы он ни цеплялся за жизнь и власть, смерть его неизбежна и близка.
Тема Кащея состоит из небольшого хроматического мотива, ритмически совершенно ровного. Это создает впечатление нивелировки, безразличия, чего-то мертвого. Так, Кащеево бессмертие изображается музыкой, навевающей впечатление мертвого оцепенения. Интересно, что на протяжении почти всего произведении тему Кащея исполняет не голос, а инструменты оркестра. Интонации же напева — сухой речитатив, то насмешливый, то визгливый, но всегда монотонно повторяющий одни и те же звуки. Даже ариозо «Природы постигнута тайна, мною найден бессмертия дар», когда, казалось бы, Кащей рассказывает о себе, музыка ариозо носит холодный, колючий характер, который подчеркивается диссонирующими созвучиями сопровождения. Кажется, что музыка противоречит тексту: Кащей поет о бессмертии, а звучание ариозо создает впечатление мертвенности. Но таково бессмертие Кащея, его насилия, сковывающего все живое.
« к оглавлению | дальше »