Биография:
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич [6(18) III 1844, Тихвин — 8(21) VI 1908, усадьба Любенск, близ Луги, ныне Псковской обл.] — русский композитор, педагог, дирижёр, музыкально-общественный деятель. Родился в дворянской семье. Первоначальное общее и музыкальное образование получил дома. В 1856 поступил в петербургский Mopской корпус, по окончании которого участвовал в трёхгодичном плавании на клипере "Алмаз" (посетил Северную и Южную Америку, ряд стран Западной Европы). В 1859-60 брал уроки у пианиста Ф. А. Канилле, который руководил также первыми опытами Римского-Корсакова в области композиции. В 1861 познакомился с М. А. Балакиревым, В. В. Стасовым, M. П. Мусоргским, Ц. А. Кюи, позднее - с А. П. Бородиным, стал членом Балакиревского кружка ("Могучей кучки"), под воздействием которого сформировались его эстетические взгляды, определились национальная основа и направленность творчества, круг тем, образов и жанров. Под руководством и непосредственным влиянием Балакирева создавались 1-я симфония es-moll (1861—1865), "Увертюра на темы трёх русских песен" (1866), "Сербская фантазия" (1867), некоторые ранние романсы. Творческую индивидуальность Римского-Корсакова выявляют прежде всего программные произведения этих лет — симфоническая музыкальная картина "Садко" (1867) и 2-я симфония "Антар" (1868). Ранний период творчества завершает опера "Псковитянка" (1868—72).
В 70-е годы музыкальная деятельность Римского-Корсакова значительно расширилась. Он стал профессором Петербургской консерватории (1871 год, классы практического сочинения, инструментовки, оркестровый), инспектором Музыкантских хоров (духовых оркестров) Морского ведомства (1873—84), директором Бесплатной музыкальной школы (1874—81), дирижёром симфонических концертов (с 1874) и позднее — оперных спектаклей, участвовал (совместно с Балакиревым и А. К. Лядовым) в подготовке к изданию оперных партитур М. И. Глинки. В середине 70-х годов интенсивно работал над совершенствованием своей композиторской техники, углублённо изучал гармонию и контрапункт, творения мастеров прошлого. Сочинения этих лет отмечены технической изобретательностью, но в то же время некоторой скованностью творческой фантазии и вдохновения (3-я симфония, 1873; фуги для фортепиано.; струнный квартет F-dur, 1875; хоры a cappella и другие).
Новый подъём творчества связан с обращением Римского-Корсакова к народной песне. Он составил сборники "100 русских народных песен" (1875—76), "40 песен" (гармонизовал песни, собранные Т. И. Филипповым, 1875—82). Увлечение фольклором, древне-славянскими мифологическими представлениями, поэзией языческого поклонения солнцу, красотой народных обрядов и картин патриархального быта нашло отражение в опере "Майская ночь" (1878—79) и особенно в "весенней сказке" "Снегурочка" (1880—81) — одном из наиболее поэтичных и вдохновенных сочинений композитора.
В 80-е годы Римский-Корсаков возглавил Беляевский кружок, активно участвовал в издательском деле М. П. Беляева и в организованных им "Русских симфонических концертах", Одновременно он был помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883—94), вёл большую работу по редактированию, подготовке к изданию и исполнению произведений своих умерших товарищей - членов "Могучей кучки".
Творчество Римского-Корсакова 80-х годов связано главным образом с симфоническими жанрами. В эти годы созданы "Сказка" для оркестра (1879—80), ряд сочинений на подлинные русские народные темы, в том числе концерт для фортепиано с оркестром (1882—83), симфониетта (1884—85), фантазия для скрипки с оркестром (1886), а также вершинные творения Римского-Корсакова в области симфонической музыки — "Испанское каприччио" (1887) и "Шехеразада" (1888). Поисками новых оркестровых красок и звучаний отмечена "волшебная опера-балет" "Млада" (1889—90), в которой близкие творчеству Римского-Корсакова ритуально-обрядовые элементы, широко развитые народные сцены и фантастические эпизоды соединяются с обилием внешне декоративных эффектов, рассчитанных на феерически пышную постановку.
В начале 90-х годов в творческой деятельности Римского-Корсакова наступил перерыв, вызванный, с одной стороны, тяжёлыми переживаниями (смерть матери и двоих детей), с другой — стремлением осмыслить новые тенденции в искусстве конца XIX века и наметить дальнейшие пути своего творчества. Римский-Корсаков погрузился в изучение философии, задумал собственное музыкально-эстетическое исследование, написал ряд статей, пересмотрел и отредактировал некоторые из своих ранних сочинений. С середины 90-х годов вновь начался интенсивный подъём творчества. Ведущим жанром этого периода становится опера. Римским-Корсаковым были созданы "быль-колядка" "Ночь перед Рождеством" (1894—95), эпическая "опера-былина" "Садко" (1893—96), камерная опера "Моцарт и Сальери" (посвящена памяти А. С. Даргомыжского, 1897), одноактная опера "Боярыня Вера Шелога" (музыкально-драматический пролог к "Псковитянке", 1898), драма на историко-бытовой сюжет "Царская невеста" (1898).
Начиная с "Моцарта и Сальери" внимание Римского-Корсакова сосредоточивается главным образом на проблемах внутреннего мира человека, на лирико-психологическом и драматическом образах. В поисках новой вокально-мелодической выразительности он создал свыше 40 романсов (1897—98), в том числе вокальные циклы "Весной", "Поэту", "У моря". В тот же период написаны 3 кантаты — "Свитезянка" (на текст баллады А. Мицкевича, 1897), "Песнь о вещем Олеге" (на текст А. С. Пушкина, 1899) и позднее — прелюдия-кантата "Из Гомера" (фрагмент неосуществлённой оперы "Навзикая", 1901).
В начале 1900-х годов творчество Римского-Корсакова, соприкасаясь с художественными направлениями, выдвинувшимися в русском искусств конца XIX — начала XX вв., обогатилось новыми чертами. Характерное для этих направлений тяготение к эстетике чистого созерцания, к любованию красотой и отточенным совершенством формы оказалось во многом близким композитору. Новые тенденции отчётливо проявились в опере "Сказка о царе Салтане" (1899—1900), "осенней сказочке" "Кащей бессмертный" (1901—1902), в которых сказочная тематика приобретает условную, символистско-аллегорическую трактовку. Стремясь освоить новые для себя темы и сюжеты, Римский-Корсаков в те же годы создаёт оперы "Сервилия" (на сюжет из истории Древнего Рима, 1900—01) и "Пан воевода" (из польской жизни, посвящённую памяти Ф. Шопена, 1901—03). Крупнейшей работой Римского-Корсакова в этот период явилась опера "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1902—04).
Во время Революции 1905—07 Римский-Корсаков, преподававший в Петербургской консерватории, выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов и открыто осудил действия реакционной администрации. В ответ дирекция РМО приняла решение об увольнении Римского-Корсакова из консерватории, вызвавшее волну возмущения и протеста по всей стране. Лишь после предоставления консерватории частичной автономии и смены руководства (директором стал А. К. Глазунов) Римский-Корсаков смог вернуться в консерваторию. Творческим откликом композитора на революционные события было создание в 1905 году симфонической обработки песни "Дубинушка", а также замысел оперы-песни "Стенька Разин" (не осуществлён). Творческий путь Римского-Корсакова завершает опера "Золотой петушок" ("небылица в лицах", 1906—07), в которой дана острая, беспощадная сатира на царское самодержавие, лишь слегка завуалированная формой условной оперы-сказки и приёмами старинного театра масок.
О. Б. Степанов
Иллюстрация: Илья Репин. Портрет Н. А. Римского-Корсакова, 1893
Основные даты жизни и деятельности »
Список сочинений »
Список литературы »